Тёмные времена – гобелены готической Франции

Во второй половине XV века, после окончания войны с Англией, основная линия французского ткачества внезапно теряется. Возникают, однако, новые центры – в Турне и Туренской провинции. Париж переживает новый рассвет только в середине XVI века.

Для Тура типичны длинные ковровые дорсалии для скамей хора с рядом разделенных на полосы изображений, очень близких по своему стилю к П. Гренье. Фигурные сцены перемещаются, однако, в обстановку позднеготической архитектуры, со многими просветами на заднем плане и богатой цветочной декорацией на переднем.

Такие церковные ковры вырабатывались до середины XVI столетия. О генезисе типичных туренских ковров ходит привлекательная версия. Происхождение их цветочных отделок (называемых a fleurette или de mille fleures) объясняется обычаем, который и по сей день употребителен в сельской Франции в связи с праздником Тела Христова.

Улицы, по которым двигалась страстная процессия, украшались занавесками с наколотыми на них настоящими цветами, потому и на гобеленах черный фон оказывается густо усеянным мелкими цветочками, но только плоско стилизованными. Эта цветочная декорация выступает задним планом по отношению к таким сюжетам, как домашний концерт или сцена охоты высшего общества. Здесь же создается знаменитый ковровый цикл «Дама с единорогом» (музей Клюни), причем тонкого живописного интереса исполнены как цветы, так и придворное одеяние сего забранными обильными складками, узорчатыми тканями.

В областях по берегам Луары, в Феллетене и Обюссоне, производились грубоватые работы, в каковом случае тонкий цветочный узор постепенно огрублялся, пока окончательно не застыл в безжизненном схематическом орнаменте. В форме подушек и занавесок эти работы еще долго продолжали жить в народном искусстве.