Серия шпалер «Благородная пастораль»

И ещё одна серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. Она состоит из трех частей и носит название «La Noble Pastorale» — «Благородная пастораль». Пастораль (в переводе с французского — пастушеский, сельский) — жанр в искусстве, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. На шпалерах изображены пастухи и пастушки, которые заняты своими обычными делами. Но на самом деле это молодые господа и дамы, играющие селян. Отсюда и название «Благородная». Такие шпалеры в жанре пасторали были очень популярны в Европе в позднем Средневековье.

Изготовлена эта серия предположительно во Фландрии около 1500 года. В правом верхнем углу всех полотен расположен герб Thomas Bohier и Catherine Briçonnet, но уверенности, что они заказали эту работу, нет.

В настоящее время две шпалеры находятся в Лувре, а третья часть — «La Danse» — в Музее Клюни.

Шпалера «Le Travail de la Laine (Работа с шерстью) »

В средневековые времена торговля шерстью была очень прибыльным делом. Богатые торговцы шерстью вкладывали капитал в прекрасные здания и во внушительные «церкви шерсти», которые доминируют над городами и деревнями. Французская поговорка того времени утверждала, что «под овечьими ногами песок превращается в золото».

На этой шпалере показаны три стадии работы с шерстью.

Девушка, сидящая справа, стрижет овец. Её платье явно крестьянское, хотя ниспадает красивыми складками. На поясе у неё висит гребень, в руке ножницы для стрижки.

Молодой человек в центре одет весьма элегантно, что указывает на его знатность. Он наматывает шерсть на катушку. На его широком белом поясе висят различные инструменты пастуха, в том числе и острый пастуший нож.

Вторая девушка держит на коленях портативный ткацкий станок. Такие станки использовались для плетения тесьмы и лент. На поясе у неё висят три челнока. четвёртый она держит в руке. Девушка одета в тонкую рубашку, широкая юбка щедрыми складками ниспадает на землю.

Шпалера «La cueillette des Fruits (Сбор фруктов)»

В средневековой Европе сады существовали в основном при крупных имениях и монастырях. Преобладали там яблони и груши, но были в этих садах и вишня, айва, миндаль.
Страшная Столетняя война оставила Францию опустошенной. Поля не вспахивались, не возделывались сады. По меткому, хотя и преувеличенному выражению историка XIX в. Флакка, население страны, спасаясь от бед, «вернулось к образу жизни номадов» (кочевников). И вот наконец можно вернуться к мирным занятиям.

На темно-синем фоне, усыпанном цветами, пять фигур. У каждого в руках приспособление для сбора фруктов. Всё дышит миром и покоем.

Шпалера«La Danse (Танец)»

Работа закончена, орудия труда повешены на дерево. Четыре танцора и волынщик предаются веселью. Главным развлечением того времени был танец.

В народном обиходе музыка танца чаще всего исполнялась на волынке или пелась деревенскими музыкантами. Богатые костюмы отражают моду того времени. Неизвестно, что танцуют эти пары. Может быть, это бурре с резкими прыжками, а может и паспье — подвижный, жизнерадостный танец.