Уильям Моррис

Моррис Уильям (William Morris, 1834-1896 гг.) — английский художник, дизайнер по ткани и мебели, писатель, теоретик искусства, издатель. Стоял у истоков концепции синтеза — ключевого понятия нового искусства, предтеча стиля модерн. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов».

Детские годы и юность Уильяма Морриса

Уильям Моррис родился в обеспеченной английский семье в графстве Уолтемстоу — сегодня это пригород Лондона. С самого детства мальчика привлекало все, что было создано человеком, он много мастерил, занимался рыбалкой, садоводством, исследовал леса, запоем читал и восхищался архитектурой старых церквей. Больше всего его интересовали Средние века и романтика рыцарских приключений.
При выборе профессии решающую роль сыграли романтические представления о прошлых столетиях, о церкви, как о центре не только духовной жизни, но и образования. Моррис пожелал стать священником, а в будущем мечтал организовать монастырь, где мог бы заниматься своим образованием и нравственным усовершенствованием.
Обучаясь в Осфорде, он прочитал труды популярного в Викторианской Англии художественного критика Джона Рескина. Рескин всячески осуждал современную живопись и искусство в целом, обвиняя их в механизации, отсутствии души и настоящего вдохновения. Идеальной эпохой для него было время, предшествующее Рафаэлю, когда художник нес в своих работах не просто земную красоту, но и духовный смысл.
Разочарование в англиканской церкви и понимание невозможности создания идеальной обстановки для жизни в душевной чистоте и целомудрии еще больше приблизили Морриса к живописи. Путешествуя, он смотрел и изучал средневековые картины.

«Искусства и ремесла» — назад в будущее

Моррис, как настоящий ценитель всего исконного, любитель природы, рукотворчества и противник механизации старается противостоять наступающей махине прогресса. Протестом стала организация движения «Arts and Crafts Movement» (англ. «Движение искусств и ремёсел»), а первым шагом — строительство для семьи художника Красного дома по проекту Филиппа Уэбба. Красного, потому что он был сделан из кирпича, но при этом речи не шло о побелке и штукатурке.

Это был настоящий вызов викторианскому вкусу и стилю. Внутренняя планировка отличалась аскетичностью и практичностью, но абсолютно все детали декора и интерьера были выполнены изысканно и вручную. Жилые комнаты здесь чередовались с мастерскими.
Это был эффектный знак протеста, Красный дом и сейчас фигурирует в учебниках по истории архитектуры, как переломный этап в зодчестве Англии конца XIX века. Но это был только знак, а необходимо было действие, которое действительно повлияло бы на ситуацию.
Тогда Моррис и его соратники — художники Россетти, Эдвард Берн-Джонс, архитектор Филипп Уэбб и другие решают создать свою мастерскую по изготовлению декоративно-прикладных изделий. Называлась она «Моррис, Маршал, Фокнер и К — Работники искусства». Первые годы они работали большей частью над производством церковных витражей. В жизни новой фирмы активно участвовали не только мужчины, но и их супруги.

В 1975 году производство стало принадлежать исключительно Моррису и теперь называлось «Morris&Co». Со временем здесь стали появляться изделия для людей с более скромным достатком. Благодаря Моррису было возрождено традиционное британское текстильное искусство, которое перестало быть мертвым экспонатом, а стало непосредственной частью быта. Предприятие просуществовало до 1940 года.
Уильям Моррис был человеком дела. Его мастерская не просто работала, принося доход, но жила его руками. Любое новое для себя ремесло художник изучал самостоятельно: он даже умел ткать ковры и сам изготавливал натуральные красители для ткани. Призывая к старому, Моррис открыл новый путь, свежее дыхание, которое оставит колоссальный след в истории искусства.

Моррис как просветитель, поэт, и социальный деятель

Трудно назвать какую-либо творческую сферу основной для Морриса. Архитектура не отходит на второй план для мастера, хотя непосредственно ей он не занимался. Как искусствовед и ценитель прошлого, Моррис в 1877 году создает Общество защиты старых зданий. Его просветительская и социальная деятельности позволили сохранить такие памятники архитектуры как Солсберийский собор в Англии и собор Святого Марка в Италии.

Стремление к прошлому, желание не только сохранить, но и понять старинные здания вовсю витали в воздухе Европы: уже в первой половине XIX века Виктору Гюго удалось спасти от разрушения Собор Парижской Богоматери. Увлечение готикой становится одним из важных в жизни Морриса.
В 1878 оду семья покидает Красный дом и переселяется в поместье Кельмскотт в Хаммерсмите, где организуют большую мастерскую по изготовлению гобеленов.

Свободного времени у Морриса не было, потому что любой намек на досуг он использовал для занятий поэзией и средневековой литературой. Именно последнее было толчком для создания собственного издательства «Kelmscott Press».

Тяга к простоте и трудолюбие приносили ему не только доход и популярность, но натолкнули художника на идеи социализма, всеобщего равенства и возможности улучшить положение простых рабочих.
Ульям Моррис — один из ключевых представителей искусства викторианской Англии. Удивительно, что при жизни его больше знали и чествовали как поэта, тогда как после смерти его имя стало ассоциироваться с дизайном. Дома, оформленные по его проекту сегодня доступны посетителям, его художественные работы находятся во многих музеях, а дизайнерские проекты до сих пор воссоздаются.
Умер Моррис в 1896 году. Его врач объявил, что причина смерти заключается в том, что «он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек». Его вклад в развитие и реализацию принципов «Движения искусств и ремесел» неоценим. Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества, способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться «дизайн»

Morris&Co сейчас

В 1861 знаменитый английский философ, художник и искусствовед Уилльям Моррис создал собственную компанию Morris&Co, ставшую одной из самых известных британских фирм по производству обоев и текстиля. Стремясь в рисунках тканей передать навеянные природой впечатления движения («путаница сада»), простоту и свежесть, Уилльям Моррис неизменно следовал принципу равнозначности рисунка и фона. Впоследствии этот принцип лег в основу одного из наиболее популярных орнаментов модерна.
Современный ассортимент Morris&Co включает в себя обои, бордюры, тюли, а также разнообразные ткани: портьерные и обивочные, гладкопечатные, жаккардовые, хлопковые. В коллекциях Morris&Co преобладают естественные цвета, натуральная природная колористика, истинно английская сдержанность.