Барокко. Французские гобелены

Барокко — художественный стиль, зародившийся в Италии в середине XVI и до середины XVIII вв. преобладающий в искусстве Европы. Понятие «барокко» (итал. bагоссо — странный, причудливый) — жаргонное словечко моряков для обозначения бракованных жемчужин не­правильной формы.

Одним из важных составляющих интерьеров барокко является гобелен. В средние века не было гобелена-были шпалеры, они висели на узких стенах, узкой полосой, рубчик был вертикальный.

Мануфактура королевской меблировки зародилась в 1662 году в качестве важной составной части кольберовской системы меркантилизма. В этой по государственному организованной мануфактуре был сконцентрирован ряд небольших мастерских, которые могли удовлетворить постоянно растущий спрос на гобелены не зависимо от нидерландских заведений. Мануфактура объединяла не только ткачей, хотя они и составляли в ней самую значительную часть, но всех занятых в оборудовании французских дворцов столяров, серебряных дел мастеров, литейщиков бронзовых украшений и т. д.

Первым художественным руководителем был живописец и рисовальщик орнаментов Шарль Лебрен, который обладал крупным организаторским талантом, создавая свои произведения в духе барочного универсализма и рисуя, кроме картин, архитектурные эскизы наравне с проектами декоративного оформления внутренних помещений.

В это время понятие о гобелене в корне меняется. Картон становится принудительным образцом, по большей части законченным живописным произведением, предназначенным для точного репродуцирования. Гобелен становится неотъемлемой частью архитектуры, ее членением и дополнением. Больше не висящий свободно на стене, а крепко натянутый на подрамник, он, подобно обоям, заполняет намеченное заранее место.

Французские гобелены периода барокко – это односторонние тканые ковры без ворса из шерсти и шелка, выполненные вручную, часто с использованием золотых или серебряных нитей. Их отличают выразительные композиции, экспрессивные движения персонажей и смелые цветовые решения.

Тканые изделия в эпоху барокко объединяются с декором помещений, для которых они создаются – с лепными украшениями стен и потолков, с настенной росписью, иногда вместо обрамления на них присутствуют порталы со скульптурными мотивами – атланты, кариатиды, цветочные гирлянды и арабески. Качество гобеленов в эпоху барокко стало настолько высоким, что они вполне могли конкурировать с живописью.

Качество гобеленов в эпоху барокко стало таким высоким, что они зачастую конкурировали с живописью. Кроме шпалер, для усиления впечатления роскоши, для отделки интерьера часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком.