Альфонс Муха- символ «Модерна»

Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия).

С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. Экзамены он провалил, поэтому ему пришлось искать себе работу. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Граф, восхищенный талантом художника, соглашается оплатить его обучение в академии искусств города Мюнхен.

Признание

После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Однако к этому времени его покровитель умирает, и художник остается без средств к существованию. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Чтобы прокормиться, будущая знаменитость вынуждена зарабатывать на жизнь, изготавливая плакаты, афиши, приглашения и календари. Но судьба благосклонна к гению.

Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Накануне Рождества 1893 года Альфонс Муха остался единственным хорошо зарекомендовавшим себя художником, не отправившимся в отпуск. За него, как за соломинку, и схватился владелец типографии по имени де Бруноф. Он позвонил художнику со словами: «Мой дорогой Муха, только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное?» «Нет, — честно признался Муха. – Но я могу попробовать». 27 декабря афиша «Жисмонды» была готова, и уже 1 января она украсила парижские улицы.
Создание афиши для самой Сары Бернар было для Мухи огромной ответственностью. Она подействовала на художника весьма необычным образом: он умудрился полностью поменять подход к изготовлению афиш. Дело в том, что ранее размер таких плакатов диктовался исключительно размером типографского камня, который использовался для печати. Муха же придумал укладывать рядом два узких сегмента, которые образовывали длинную стройную фигуру. Созданные им афиши были такого размера, что позволяли изображать фигуры героев в полный человеческий рост. А учитывая, что размещались они чаще всего на уровне глаз, прогуливавшейся по улицам Парижа публике «Жисмонда» и другие героини Бернар казались почти живыми. Людям так полюбились афиши Мухи, что они срезали их со стен практически сразу же после расклейки.

Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. В это же время Альфонс Муха начинает писать авторские картины, организует персональные выставки в Париже.
В 1898 началось блестящее сотрудничество Альфонса с Жоржем Фуке, сыном предприимчивого парижского ювелира. Результатом совместной работы стала неординарная коллекция ювелирных изделий. Впечатлённый успехом ювелир, заказал Мухе оформление фасада своего дома и разработку интерьера для нового магазина.
В ней были собраны образцы всевозможных орнаментов, эскизы мебели, предметов бытового обихода, наброски ювелирных изделий. Большая часть представленных рисунков была позже воплощена в готовых изделиях.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.
Несмотря на громкий успех в США, американская жизнь тяготила Муху своим коммерционализмом, и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян.
В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает на “Славянской эпопее”. Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики. Эта работа заняла почти 18 лет.

После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

В 1939, после оккупации Чехословакии, художник был арестован нацистами. В тюрьме 14 июля 1939 Альфонс Муха умер и был похоронен на вышеградском кладбище в Праге. В 1998 в столице Чехии в честь знаменитого чешского художника был открыт музей.
Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. «Стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

Интересные факты о художнике – модернисте:

• Муха очень любил женщин, но при этом не был бабником. Будучи с одной, он был верен ей до конца. Его любовь и восхищение женским телом пронизывают картины в стиле модерн с изображенными на них обнаженными дамами крупных форм.
• При выходе из дома, Альфонс Муха оставлял у порога дощечку с надписью: «Муха скоро вернется». На этой дощечке могли оставлять свои записки те, кому не удалось застать художника дома. Эта интересная деталь сохранена в музее и по сей день, стерто только точное время возвращения.
• Кроме художественного творчества, Альфонс Муха занимался преподавательской и аналитической деятельностью. В 1901 была опубликована его книга «Декоративная документация», которая стала практическим пособием для многих художников.
• Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. Так на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства. Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея».

Его произведения отличались особой утонченностью, практически сказочным изяществом, где свет и тень, взаимодействуя, создают воздушную дымку, отчего пространство картины кажется туманным и слегка нечетким, «расфокусированным».
На своих полотнах Альфонс Муха изображает женщин как героинь поэтической баллады – с правильными, благородными чертами лица и заманчивыми улыбками, с яркими глазами и роскошными волосами, обрамляющими их тела сплошными узорчатыми завитками, они предстают зрителям то в образе времен года, то в образе звезд, то в образе принцесс и цариц.
Гобелены по картинам Альфонса мухи придадут интерьеру элегантность и красоту. Разбавят быт, благодаря естественности и натуральности и легкой загадочности.