«Цикл гобеленов «Анжерский Апокалипсис»

Масштабный цикл гобеленов «Анжерский Апокалипсис» – это уникальный шедевр шпалерного ткачества конца XIV века, созданный по эскизам фламандского миниатюриста, придворного живописца французского короля Карла V, Эннекена из Брюгге в парижских мастерских Николя Батайя и Робера Пуасона. Монументальная коллекция посвящена апокалипсическим картинам из Откровения Иоанна Богослова. Изначально она состояла из семи частей 23 м длиной и 6 м высотой каждая и занимала 850 кв.м.

Создание и история ковра Апокалипсиса

В конце 1370-х Людовик I Анжуйский решил заказать гобелен Апокалипсиса. Импульсом к этому послужил старинный манускрипт, иллюстрированная книга Откровения святого Иоанна, который французский король Карл V одолжил герцогу.

Ткачам предстояло сделать такую работу, которую ни до них, ни после них не делал никто. Чтобы мастерам было легче трудиться, и чтобы все они представляли замысел от начала до конца, герцог вначале повелел фламандскому мастеру Жану Бондолю, также известному под именем Эннекен из Брюгге, нарисовать все сцены гобелена. Ткали его в Париже, между 1377 и 1380, работы выполнял Николя Батай и Робер Пуансо.

Гобелен Апокалипсиса весьма неохотно открывает свои тайны, многие вещи учёные могут лишь предполагать. Неизвестна точная дата его завершения, видимо, гобелен закончили в 1382 году.Никто точно не знает, почему герцог Анжуйский остановился именно на книге Откровения. До сих пор совершенно неясно, зачем Людовику понадобился столь огромный гобелен и как герцог собирался использовать ковёр Апокалипсиса. Есть догадки, что эта тема могла поднять статус династии Людовика Валуа, вовлечённой в Столетнюю войну с Англией. Также сохранились документы о том, что гобелен украшал торжественную церемонию бракосочетания Людовика II, сына герцога Анжуйского, в Арле в 1400 году.

Герцоги Анжуйские владели ковром около 100 лет, а в 1480 году герцог Рене Анжуйский передал его в собор Анже, где он находился до конца XVIII века. Но наступило время Французской революции, время неучей и вандалов. В конце XVIII столетия гобелен вынесли из храма, разрезали на несколько частей и стелили как коврики перед дверью, употребляли как попоны для лошадей, ими накрывали плодовые деревья от мороза, затыкали дыры в домах. Во время революции пострадал не только знаменитый ковёр Апокалипсиса, но и сотни других бесценных гобеленов. Уцелевшие части гобелена собрали в 1848 году и вернули в храм в 1870. Но храм оказался не совсем подходящим местом для хранения и показа знаменитой шпалеры. После 1945 года Анжуйский замок, который много лет занимала французская армия, вернули для гражданского использования, а в 1954 туда перенесли и гобелен.

Первоначально ковёр состоял из шести сегментов, в нём было 84 разные сцены, в каждом сегменте было 14 сцен, расположенных в два ряда – 7 сюжетов в верхнем ряду, 7 – в нижнем. В наше время сохранился 71 эпизод. Сцены, вытканные на чёрном или тёмно-синем фоне, чередуются с сюжетами на красном фоне. Учёные подсчитали, что ткачам потребовалось от 50 до 84 человеко-лет, чтобы выполнить всю работу. Предположительно, над каждой сценой одновременно работали шесть ткачей.

Ткали гобелен из шерсти, используя технику, распространенную в XIV веке. Преобладающие цвета нити – голубой, красный и цвет слоновой кости, также использовано немало нитей оранжевого и зелёного цветов, есть золото и серебро, вплетённые в шерсть и шёлк.Цвета довольно сильно поблекли на первом плане ковра, но в некоторых местах очень близки к оригиналу. Колорит лучше сохранился на изнанке гобелена, потому что его лицевая сторона подвергалась воздействию солнечного света.

Впечатление усиливается размером произведения. Именно благодаря огромной длине ковра удалось изобразить все фигуры даже чуть больше их натуральной величины.
Интересны не только высокие художественные достоинства шпалеры, но и изумительное качество исполнения. Для столь сложной работы применялись многие техники переплетения нити, известные в то время. Изнанка ковра выполнена необычайно аккуратно и искусно – не осталось ни одной торчащей нити, ни одного узелка, ни одного огреха ткача, ни одной случайной петли или утолщения нити, за исключением тех случаев, когда реставраторам пришлось закреплять нити на изнаночной стороне. Первоначально у гобелена не было изнанки – обе стороны были выполнены в высшей степени аккуратно.

Это старейший сохранившийся французский гобелен. Знаменитый историк назвал его “одной из величайших художественных интерпретаций Откровения святого Иоанна и одной из величайших художественных ценностей французского художественного наследия”
Сейчас шпалеры хранятся при постоянной температуре и освещены только искусственным светом.

Первая секция

Большая фигура. Каждую секцию начинает изображение фигуры под большим балдахином. Это вертикально расположенное изображение соответствует по высоте двум рядам ковра. Сохранились только четыре из шести фигур. Есть предположение, что на одной из них изображён заказчик гобелена, герцог Анжуйский, Людовик I. В верхнем левом углу этой сцены, над балдахином, хорошо заметен флаг с французскими лилиями на синем фоне – знак заказчика гобелена, герцога Анжуйского.

Эта фигура отличается от других изображений, предваряющих каждую секцию, но кто бы это не был – герцог, философ, или просто читатель, он как бы приглашает к чтению сцен и размышлению над ними.
На верхнем ряду Иоанн Богослов на Патмосе. На этом острове святой Иоанн получил Божественное Откровение в форме видений. Почти на каждой из сцен святой Иоанн изображён наблюдающим за происходящими событиями. Фрагмент утрачен.

Семь церквей Азии. Семь одинаковых зданий и ангелами рядом представляют семь церквей, куда св. Иоанн должен послать Откровение (“в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию”).

Выбор числа 7, символа изобилия, подчёркивает исключительную важность Откровения, которое должно распространиться на всю Церковь, на все пространство и время.
Христос с мечом. Перед тем, как получить откровение, святой Иоанн Богослов опустился в молении перед Христом. Христос восседает в центре перед семью золотыми подсвечниками со свечами, символами семи церквей.В величественном изображении Сына Человеческого его длинные одежды указывают на священство, золотой пояс вокруг груди олицетворяет царство, а белые волосы символизируют жизнь Сына Человеческого во веки веков,его бессмертие как Сына Божия.

Его медные ступни указывают на божественную прочность и власть, а обоюдоострый меч, выходящий из уст – знак силы и мощи его слова, которое спасает и судит, семь звёзд в руке – это “семь ангелов семи Церквей”.

Бог в Величии. “Дверь, разверзшаяся в небеса” даёт возможность святому Иоанну увидеть Господа в Величии на троне, окружённого 24 Старцами и Четырьмя Живущими (человек, лев, бык, орёл) – тетраморфами. Эта манифестация славы Господа приглашает человека, который свидетельствует пришествие бедствий, окончательно повернуться к созерцанию Бога и присоединиться к небесной литургии.

Четыре тетраморфа первоначально толковались, как ангелы и херувимы, сопровождающие Господа, управляющего Вселенной. (Они изображены с четырёх сторон у овала, окружающего Господа).
Стан святых. (Старцы, распростёршиеся ниц перед Сидящим на престоле). Великая небесная литургия продолжается поклонением Богу 24-х старцев. Слева святой Иоанн размышляет над видением, а 12 Старцев выглядят молящимися. 24 старца в Апокалипсисе трактуются по разному: патриархи, пророки, апостолы.

Плач святого Иоанна Богослова. Ангел тщетно ищет достойного открыть семь печатей книги в правой руке Господа. Святой Иоанн оплакивает грядущие потери Церкви, один из старцев ведёт его ко льву из колена Иудина.

Интересно, что в этой сцене, в отличие от многих других, святой Иоанн изображён в центре сюжета и участвует в действии, во многих других сценах его представляют созерцающим события в левой части каждой сцены.

Заклание Агнца. Лев из колена Иудина, победитель смерти, появляется в облике агнца, единственного, кто достоин снять семь печатей священной книги. Здесь мы снова видим изображение 24 старцев, по 6 в каждом из четырёх сегментов этого сюжета. Кровоточащий Агнец изображён в центре, его передняя нога согнута.

Вокруг Агнца изображены тетраморфы – символы Евангелистов. На заднем плане старцев изображён символ “Y” – далее эта литера повторится в других сценах.На нижнем ряду изображен Агнец, открывающий книгу. Фрагмент утрачен.

Снятие первой печати: всадник на белом коне. Толкователи Библии подразумевают, что четыре коня, следующие один за другим когда открываются первые четыре печати, знак победы Мессии.

Однако, в соответствии c давними традициями толкования, идущими от святого Иеринея, первый всадник на белом коне может также представлять победу Слова Божия.
Снятие второй печати: конь рыжий и война. (Фрагмент утрачен).

Снятие третьей печати: конь вороной и голод. Со снятием третьей печати приходят бедствия, предсказанные в священной книге: война и голод и ограничение пищи – у всадника в руках мера – весы.

Снятие четвёртой печати: конь бледный и смерть. Снятие четвёртой печати открывает видение всадника Смерти на бледном коне – предсказанное последствие войны и голода.

Сцена необычайно живоподобна – бесплотный скелет, прекрасная лошадь под ним. Обе фигуры выделяются на кроваво-красном фоне. Смерть скачет впереди, а за нею – Преисподняя, пристанище Смерти. Художник поместил ад в башню, которую он соединил с зияющей утробой Преисподней, где горят грешники, поверженные туда демоном.

В левом верхнем углу изображён орёл – символ Евангелиста, он пристально смотрит на святого Иоанна.
Снятие пятой печати: души мучеников. Мученики, пострадавшие за Господа связаны с жертвой Агнца, они расположены перед алтарём. Они получают белые одежды – символ мученичества перед Воскресением и Страшным судом.

Снятие шестой печати: землетрясение. Фрагмент утрачен.

Вторая секция

В верхнем ряду расположена шпалера Четыре ветра. Дыхание божественного гнева, олицетворённого четырьмя ветрами, удерживаются до тех пор, пока все слуги Господа не будут помечены печатью искупления.

От этой части сохранился лишь фрагмент со святым Иоанном Богословом, его можно видеть на нижнем снимке слева.

Множество из землетрясения. (Облаченные в белые одежды). Избранные несут пальму, символ мученичества или духовной победы, которые дают им возможность войти в Церковь Торжествующую и участвовать в святой литургии перед троном. Бог изображён в центре квадрифоля, в его углах – символы Евангелистов, на коленях он держит Агнца, в левой руке книгу.

Снятие седьмой печати: семь труб. Снятие седьмой печати даёт возможность событиям, предсказанным в предыдущих видениях, воплотиться в новом видении, первое из которых о семи трубах.

Это традиционный эсхатологический символ, знак бедствий, посланный нечестивым и избавление избранных. В левой руке Христа хорошо видна книга с семью печатями.

Ангел с кадильницей. В небесах святой Иоанн видит литургические предметы, похожие на те, что нужны в храме Иерусалима, например, кадильница с горящим фимиамом и молитвами святых, и они могут воспарить в благоухающем дыму к величию Господа.

Ангел опустошает кадильницу. Огонь, помогающий молитве воспарить, превращается в огонь проклятий против нечестивых земли, тех, что отказываются молиться. Он очищает и отмщает. Здесь он предвещает огромные бедствия.

Головы в верхней части ковра извергают молнии и громы. В этой же части другая сцена: ангел трубит в трубу, обращаясь к небесам, откуда извергается огонь.

Первый ангел вострубил: град и огонь. Первое бедствие началось от четырёх стихий. Уже в средние века им придавали земную природу: земля, воздух, вода и огонь. Град и огонь в предыдущей сцене изображены снова. От этой сцены сохранился лишь фрагмент.

Второй ангел вострубил: кораблекрушение. Когда вострубил второй ангел, бедствие сошло на море. Мастер не изображает горящую гору, упомянутую в тексте.

Он сократил сцену до изящного костра и поместил пожарище не в море, а на землю. Несколько языков пламени лишь касаются моря и только несколько волн окрашены кровью. Но корабль тонет, и моряки гибнут.

Нижний ряд второй секции. Третий ангел вострубил: Звезда Полынь. Огонь снова низвергается с небес на воды. Но бедствие меняется. Огненная гора становится Звездой Полынь и отравляет источники вод.

Чистая вода – источник жизни человека – стала горька.Это символ как физического, так и духовного страдания, затронувшего всех людей.

Четвёртый ангел вострубил: орёл бедствия.

Три проклятия: “ve-ve-ve”, которые возвещает орёл, ассоциируются с тремя последними трубами. Слова бедствия вытканы на латыни на поясе, который держит орёл. Руины покинутого города нарочно изображены утрированно просто, чтобы добиться вневременной категории.

Пятый ангел вострубил: саранча. Некоторые толкователи утверждают, что звезда, упавшая с небес на землю – это падший ангел, другие считают его князем мира, самим Сатаной.

У него ключи от мира и с разрешения Господа он открывает ворота Преисподней и выпускает огромное облако дыма. (Ключ виден слева от всадника, рядом изображена звезда). С дымом выходит саранча и набрасывается на нечестивых. Святой Иоанн видит этих животных в виде покрытых попоной коней с мордами коронованных мужчин, женскими волосами, львиными зубами и хвостами скорпионов. Всадник на одной из демонических лошадей – есть Ангел Бездны. Он изображён с крыльями летучей мыши – так традиционно изображают Сатану в средневековой иконографии.

Шестой ангел вострубил: ангелы Евфрата. Звук шестой трубы освободил четырёх ангелов, которые были связаны в реке Евфрат. Они должны сократить количество людей.

Река Евфрат – символ границы между добродетельным миром и тем, что угрожает варварством, который Господь использует как наказание.

Армия всадников. К душевным мучениям, вызванным пятой трубой, добавляется физическое истребление. Несмотря на упрощение этой сцены, мастер великолепно передал движение, которым наполнена вся сцена – это выражено в изображении всадников на первом плане.

Искусствоведы полагают, что эта сцена – самая выразительная. Живоподобно переданы головные уборы, одежды XIV века, позы всадников. Лошади изображены с львиными мордами. На заднем плане очень хорошо сохранились цвета, которые значительно выцвели на первом плане. Мастеру особенно удалась эта часть гобелена.

Ангел с книгой. Могущественный ангел пришёл возвестить о свершении божественного суда, который содержится в книге, ангел держит её в руках.

По писанию должен наступить страх, но на небесах сияет радуга – символ надежды, это олицетворение милости Бога к тем, кто возлагает на Него свои надежды. Огонь извергается из семи уст, они представляет голос семи пророческих громов. Это часть Откровения, которую святой Иоанн должен держать в секрете по приказу небесного гласа. Это показано в виде ангела с поясом в левой части. Ангел же справа – его величественная поза, торжественный указующий жест – выражает всю значимость и силу текста Откровения, который предсказывает грядущее исполнение Воли Господа, который пророчествует о торжестве Христа и спасении верующих. (Дуга над правым ангелом означает радугу).
Иоанн Богослов ест книгу. Книга в руках ангела олицетворяет следующую часть Откровения, о которой должен пророчествовать святой Иоанн. Он символически съедает книгу. Он чувствует сладость и горечь, потому что предсказанное спасение не наступит без преодоления несчастий.

Третья секция

Большая фигура под балдахином. В начале третей части изображено такое же сооружение, как и в начале первой части. Внутри также находится большая фигура. Головной убор, длина волос и бороды и книга, которую он читает отличает эту фигуру от той, что представлена в начале гобелена. Эти детали делают фигуру похожей на те, что изображены в четвёртой и пятой частях. В левом верхнем углу над балдахином также изображены ангелы и хоругвь с лилиями.

Верхний ряд: Измерение храма. Святому Иоанну Богослову дана трость, чтобы измерить “храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем”.

Но он не должен измерять внешний двор храма, потому что он предназначен для язычников, и они некоторое время будут попирать Святой город. Город есть тело Церкви, а храм её душа. Измерение некоторых его частей есть условный пророческий способ возвестить спасение от бедствий. Нечестивые же могут осквернить вход в храм.

Два свидетеля. Христос посылает в мир двух свидетелей его слова. Они должны проповедовать, пока Святой Город попирается ногами её врагов. Сцена слева: один из свидетелей держит закрытую в небеса дверь, чтобы предотвратить низвержения вод с небес, а другой выдувает огонь слова на человека.

Смерть двух свидетелей. После пророчества Свидетелей, “зверь, который поднимается из бездны, сразится на них и победит их и убьёт их”. Как говорят толкователи, зверь есть Антихрист из Преисподней, это имя того, кто борется против Христа в одиночку или вместе. Интересно, что зверь представлен в виде императора Римской империи, образца всех приходящих Антихристов.

Радость народов о смерти свидетелей. Тела свидетелей лежат на площади Содома и Египта, библейского олицетворения греха, где Христа попирали ноги врагов, которые радуются своей победе. “И будут радоваться и посылать дары друг другу”. Фигуры в этой сцене передают из рук в руки предмет, который не идентифицирован. Свидетели лежат на траве перед миниатюрным городом.

Воскрешение свидетелей. “Через три с половиной дня дух жизни от Бога вошёл в них”. Кровь мучеников есть семя для христиан, источник духовного обновления. В этой части, чтобы яснее показать воскресение, два голубя, символы дыхания жизни, спускаются, чтобы оживить Свидетелей. (Голуби заметны над лежащими фигурами). В другой части композиции видны уничтоженные враги и то, что они сделали.

Седьмая труба: возвещение победы. Со звуками седьмой трубы святой Иоанн слышит голоса. (Они изображены в виде голов зверей на облаке). Труба наконец-то возвещает о достижении вечного царствия Господа над миром. Склонённая фигура ангела, его раздувшиеся щёки показывают, как он старается, чтобы быть услышанным 24 Старцами, которые вновь возблагодарят Бога.

Жена, облачённая в солнце. На небесах появляются два великих знамения. Первое – это “жена, облачённая в солнце” и луна под её ногами, а над головой – корона с 12-ю звёздами. Эту строку в католической литургии принято относить к Деве Марии и в таком виде её часто изображали в иконографии. Текст упоминает, что она кричала от мук и болей рождения.

Толкователи тоже подразумевают, что женщина – это мистическая мать Церкви, прототип Девы Марии. Враг появляется в форме следующего знамения: это Сатана, великий Дракон, старый Змей. Он набрасывается на Христа, но младенца поднимают на небо, его тело в убежище, он спасён от преследований в святилище сердца.

Михаил побеждает дракона. И случилась на небе война: Михаил и его Ангелы сражались против дракона, и Михаил «был сброшен на землю, и его ангелы были сброшены вместе с ним». Архангел Михаил, в Ветхом завете заступник Израиля по пророчеству Даниила (Х, 13-21), становится защитником Церкви Нового Завета против Сатаны. Победное окончание битвы на гобелене выражено с особой силой.

Светлые краски ангелов выделяются на фоне пронзённого, лежащего на землю дракона. Переплетение крыльев и оружия ни в коем случае не отвлекает от изысканной и подвижной фигуры святого Михаила, в этой сцене он несомненно доминирует. Его оружие, пронзающее дракона не что иное, как крест Христа, Святого Агнца, окропляющий кровью искупления.

Жена получает крылья. После того, как Сатана был побеждён на небесах и низвержен на землю, он в ярости осознал, что осталось совсем немного времени до того, как он будет полностью побеждён. Его ярость по отношению к аллегорической Жене становится ещё сильнее.

Дракон на гобелене, удавшийся мастеру особенно выразительно, пускается вслед за Женой. Однако появляется Ангел и даёт Жене крылья большого орла. Это символ божественной помощи, которая необходима Церкви, чтобы выжить и которая жизненно необходима всем верующим, обманутым Драконом.

Дракон преследует жену. Преследования дракона низвергаются, как река, которую он извергает на Церковь, но воды не могут поглотить Её, которая получила божественную помощь.

Дракон сражается со слугами Божиими. Жена спасена от Дракона, как и спасён её сын Христос. Но Дракон возвращается, чтобы сражаться с «прочими от семени её», братьями Христа. Христиане, изображённые на гобелене, яростно сражаются с Драконом.

Это единственная сцена задний план которой украшают инициалы Людовика Анжуйского, заказчика гобелена и его жены, Марии де Шатильон.

Зверь, выходящий из моря. Толкователи Священного Писания верят, что Зверь, выходящий из моря, представляет Антихриста, проявляющегося в политической власти в пику Церкви.

Этот Зверь похож на Дракона – о семи головах, десяти рогах и десяти диадемах. Сатана даёт ему власть – в руках у зверя скипетр.

Поклонение дракону. Святой Иоанн видит, как одна из голов Зверя смертельно ранена и исцеление этой раны происходит от тех, кто следует за Зверем и поклоняется Дракону.

Как говорят толкователи, политический Антихрист на протяжении истории способен возродить свою нечестивую империю и привлечь людей к поклонению Сатаны. Эта сцена открывает дьявольскую “литургию”, которая иллюстрируется в шести следующих сценах гобелена.

Поклонение Зверю. Поклонение, которое в свою очередь получает Зверь, ознаменовано провокационным возгласом: “Кто подобен Зверю?”.

Это пародия на призыв святого Михаила: “Кто подобен Богу?” Сатана даёт Зверю огромную силу и тот, с попущения Бога, завоюет христиан физически, но в то же время сделает из них мучеников и святых.

Четвёртая секция

Расположение сюжетов в четвёртой секции:

Большая фигура. Этот сюжет был обнаружен разорванным на части. Поэтому, при восстановлении, несколько фрагментов пришлось выткать заново. По сохранённым участкам можно определить, что эта фигура очень похожа на фигуры в начале третьей и пятой секции.

Верхний ряд. Новое поклонение зверю. Откровение, данное святому Иоанну подчёркивает, что Зверю станут поклонятся все люди земли, приверженные своим грехам. Это предупреждение, что поклоняющиеся будут наказаны посредством их грехов: христиане не должны дать себя обмануть и должны быть тверды и терпеливы до конца.

Это проповедь всей книги Откровения, особенно этой сцены, посланной христианам на все времена. В правом верхнем углу изображён Христос, слева под балдахином, как обычно, святой Иоанн.
Зверь, вышедший из земли, низводит огонь с небес. Описание выходящего из земли Зверя, вторит описанию лжепророков, предсказанных Христом. Они могут принять вид Агнца, но поклонение ему ненадёжно.

Толкователи также угадывают здесь Антихриста в религиозном или идеологическом облике, он является творцом чудес и вызывает изумление жителей земли, и они поклоняются ему.

Поклонение образу зверя. Зверь, вышедший из земли, Антихрист в религиозном смысле, указывает, что нужно поклониться Зверю, вышедшему из моря, Антихристу политическому.

Толкователи трактуют эту сцену как аллегорию язычества и Римской империи, образца язычества и ложного поклонения. Оно ослабляет человека и его сознание перед лицом тоталитарной политической системы, которая устраивает гонения на доброчестивых христиан и обезглавливает их. Зверь, вышедший из моря, показан справа, он возведён на алтарь. Зверь в центре руководит избиением и обезглавливанием праведных христиан.

Число зверя. Всадник протягивает свою руку и подставляет лицо, чтобы получить знак, которым Зверь должен пометить всех, кто хочет избежать гонений: число 666. Число шесть, символ несовершенства повторяется трижды и знаменует глубину несовершенства или зла.

Это знак кажущейся свободы, а на самом деле подчинения, должен появится на лбу и руке, потому что он должен проникнуть в мысли также, как и в дела тех, кто не желает отойти от Зверя. К сожалению, фотография не позволяет рассмотреть греческий символ, означающий 666 на лбу изображённых мужчин – «χϛϛ».

Агнец на горе Сион. В противоположность ужасному появлению Зверя, который наложил на человека рабское иго, на горе Сион стоит Агнец. Это сам Христос, предпринимающий усилия в Церкви, которая освобождает множество людей от греха, тех, кто получил знак божий на души во время крещения. Здесь очевидна связь с предыдущим сюжетом: одни отмечены печатью Зверя, другие с печатью Христа. Эта печать показана на челе людей под Агнцем в виде греческой буквы “тау”, которая имеет форму креста, она представляет знак жертвы Христа за спасение человечества. (“Тау” на челе очень хорошо видна на снимке). Агнец вновь изображён с одной согнутой передней ногой.

Святой Иоанн видит 144 000 непорочных, у которых на челе написан знак Отца. Они поют песнь, которую помнят только они. С другой стороны, 24 Старца с печатью Зверя на челе, они перешли на тёмную сторону.

Пение новой песни. Перед троном и перед Старцами, изображёнными на облаке, поют 144 тысячи избранных.

144 000 показаны всего несколькими фигурами, “поющими новую песнь”
Ангел возвещает благую весть. Следуя возвещению Евангелия всем жителям земли, ангел подчёркивает необходимость страха перед Творцом и поклонения Творцу, а не Зверю и Дракону, проклятие им уже произнесено и будет исполнено.

В этой сцене группа людей справа внизу внимательно слушает слово Божие, которое изображено на сходящем на землю поясе Ангела. Другие люди вместе размышляют над сказанным, прикидывают “за” и “против”. Традиционно в иконографии эти сомнения показывают в виде людских фигур, загибающих пальцы и подсчитывающих аргументы “за” и “против”.

Нижний ряд четвертой секции: Второй ангел провозглашает падение Вавилона.

Второй ангел несёт предсказание о суде всех людей и все народов. Все нечестивые цивилизации, начиная с языческого Рима, олицетворяются в Откровении с Великим Вавилоном. Их религиозное и моральное разложение заранее проклинает их. Их падение настолько очевидно, что ангел возвещает это событие, как будто оно произошло в прошлом. “Пал Вавилон, пал великий город”.

Третий ангел и Агнец. Третий ангел предсказывает суд каждого. Ангел показан повёрнутым лицом к людям, он предупреждает их правой рукой. Левая рука показывает на свидетелей грядущего наказания, Агнца и Ангелов. Беззаконие тех, кто позволит Зверю или его образу себя обмануть, переполнит чашу божественного гнева, она изображена в центре на вершине земли (голубой горы), за Агнцем, в виде потира.

Это символ вечного проклятия нечестивых и побуждение для справедливых оставаться терпеливыми и добродетельными.

Сон справедливых. Те, кто не поддался обману Зверя, те, кто умерли для греха, будут спасены, как только закончится их земная жизнь, даже до всеобщего Страшного суда. Эти слова возвещает ангел с поясом слева. Тела семерых справедливых возлежат на двух больших смертных ложах, они изображены детально и реалистично.

Их спасённые души в образе младенцев на облаке увенчаны звёздами, их уносят ангелы на белом покрывале. Святой Иоанн наблюдает за сценой и записывает увиденное.

Урожай избранных. Святой Иоанн видит в облаке Сына Человеческого с серпом в руке.

В правой части Ангел также с серпом выходит из жертвенника.
Переполнена чаша терпения Божия. (Великое точило гнева Божия). Когда наступит всеобщий суд, он переполнит точило (винный пресс) и кровь разольётся далеко вокруг (на тысячу шестьсот стадий), в соответствии с числом беззаконий человека.

Наказание происходит за стенами града Господнего – он изображён справа. На сцене очень ярко показано, как огонь, словно вода, изливается из чаши, как зло из ящика Пандоры. Кажется, бес предлагает Ангелу гроздь винограда, чтобы приманкой завлечь его в изливающееся пламя.

Жатва сидящего на облаке. (Урожай винограда проклятых). Также, как вызревают заслуги праведников, созревает и желтеет урожай, так и беззаконие нечестивых достигает низшей точки падения и виноград напитывается соком. Один из ангелов указывает на решётку, другой повелевает немедля собирать урожай винограда.

Эта сцена, в соответствии с текстом, должна быть расположена перед предыдущим сюжетом. Но по ошибке её выткали позже.

Семь последних язв и гусли Божии. Святой Иоанн видит на небесах семь ангелов, несущих последнее наказание, но каким оно будет, он ещё не знает. Но это видение становится неясным, его заменяет небесная литургия, безмятежная и торжественная.

Чтобы присоединиться к ней, победившие встают в стеклянном море, которое является символом вод крещения. Они появляются в образе ангелов, держащих гусли Божии и поют песнь Моисея и песнь Агнца.

Пятая секция

Расположение сюжетов в пятой секции:

Большая фигура. Эта фигура очень похожа на две предыдущие. Она расположена в начале пятой секции, шесть частей из которой не сохранились.

Верхний ряд. Ангелы получают чаши. После небольшой передышки одно из четырёх животных даёт семи ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Божьим.

Чаши на гобелене имеют вид сосудов, которые часто употребляли в XII – XIII веках. (Шесть чаш в руках ангелов, седьмая ещё в руке животного).

Первая чаша вылита на землю. После всей предыдущих приготовлений, грядёт наказание. Оно придёт по приказу из храма к ангелам, несущим чаши. Один из ангелов выливает свою чашу на землю и грозит тем, кто поклонился Зверю.

У отступников сделались гнойные раны. Группа поклоняющихся зверю изображена справа.
Вторая чаша вылита в море. За загрязнением земли следует загрязнение воды, которая превращается в кровь, и дано испить кровь тем, кто пролил кровь мучеников.

Внизу под ногами левого ангела, почти поглощённые в море крови, видны несколько голов отступников.

Четвёртая чаша вылита на солнце. Сохранился лишь фрагмент. Солнечные лучи превращаются в ужасную муку для тех, кто не раскаялся в грехах.

Пятая и шестая чаши вылиты на престол и в Евфрат. Когда выливается пятая чаша, то всё больше и больше омрачается царство зверя и бедствия обрушиваются на его престол, как на трон, и погружают его царство во мрак.

Следующее бедствие осушает Евфрат и убирает природную преграду, которая отделяет Зверя от его самых страшных внешних врагов.

Жабы. Снова появляется Сатана в сопровождении своих прихвостней – Зверя, вышедшего из моря и Лжепророка, которого святой Иоанн позже распознает как Зверя, вышедшего из земли.

Монстры извергают из пасти жаб, олицетворяющих дьявольский дух, который без устали творит слухи, нацеленные на возбуждённые народы, дабы сражались один против другого и против Господа.

Седьмая чаша вылита на воздух. Когда вылита седьмая и последняя чаша на воздух, четвёртую стихию земли, происходят молнии, громы и град. Вслед за этим рушится великий Вавилон.

В этой наиболее суровой сцене изображён совсем не конец света, как воспринимают этот сюжет неверующие в Бога. На сцене видно, как огромный град падает с небес и побивает великий город. Также на облаке изображены разные звери, извергающие огонь. А наверху восседает спокойный и безмятежный Христос.

Блудница, восседающая на водах. Один из ангелов, выливающих чаши, ищет святого Иоанна, чтобы разъяснить ему главный символ Откровения, рассказать о блуднице, чьё имя написано у неё на челе.

Вавилон Великий Город стоит на великом и бурном потоке людей, народов и языков. Он суть блудница, верховодит народами и людьми и вовлекает их в свои ошибки и пороки. Очевидно, что это языческий Рим со всеми его будущими гонениями, политическими и религиозными. В этом Рим всегда был прообразом и примером.

Интересно, что святой Иоанн в большинстве сцен наблюдает за происходящим, стоя под балдахином, в этом сюжете он по какой-то причине подходит ближе, видимо, это изображение того, что ангел толкует ему смысл Вавилонской блудницы.

Стоит обратить внимание на букву “Y” на стене – знак из философии Пифагора о развилки дорог между добром и злом.

Блудница на звере. Перенесённый Ангелом, святой Иоанн теперь созерцает следующую сцену о блуднице и звере, на котором она восседает.

Богато и ярко убранная, она показана как контр-Церковь, город Сатаны, мать мерзостей земли. Свои грехи она выставляет напоказ и несёт в золотой чаше Падение Вавилона. И снова провозглашается падение Вавилона, потому что он стал пристанищем бесов и приютом всякой нечестивой души, и клеткой для каждой нечистой и ненавидимой птицы.

Ангел поверг жернова в море. Символ полного разрушения и падения Вавилона. Утраченный фрагмент.

Блудница в огне. Утраченный фрагмент.

Брак Агнца. Утраченный фрагмент.

Иоанн Богослов и ангел. После того, как Блудница повержена в огонь, произошёл брак Агнца, Ангел должен показать святому Иоанну пророческое видение о блаженстве, приготовленном для избранных и сказать ему, чтобы он занёс в книгу надежду на уготованную и обещанную Богом награду.

Шестая секция

Расположение сюжетов в шестой секции:

Многие сюжеты этой части утрачены. Видимо, это произошло потому, что когда ковёр свернули, то сверху оказались последние сцены Откровения и их отрывали, чтобы использовать не по назначению.

Верхний ряд. Слово Божие и точило ярости и гнева Бога Вседержителя. Утраченный фрагмент.

Птицы пожирают нечестивых. Утраченный фрагмент.

Слово Божие обвиняет Зверя. Вслед за разрушением Вавилона, остаётся уничтожить Зверя моря и земли. В сверкающем и прекрасном видении вновь появляется небесный воин.

В этой сцене небесное воинство представлено тремя всадниками, которых ведёт Слово Божие верхом на скачущем коне. Воинство врагов и зверей спасается бегством.

Звери брошены в огненное озеро. Звери и все, кто идут с ним, повергнуты в озеро огня: одновременно символ их вечного проклятия и уничтожения того, что они натворили.

Поза Христа, который ранит врагов, его волосы, развевающиеся на ветру, белоснежность его одежд и белизна коня под ним указывают на блестящую победу над Зверями.

Дракон закован в цепи на тысячу лет. Утраченный фрагмент, сохранилась лишь узкая полоса.
Судьи. Святой Иоанн видит судей, восседающих на троне.

Мастер изобразил судей, но опустил остальные части видения: воскресение мучеников, призванных к жизни и их царствие с Христом на тысячу лет.

Сатана осаждает Город. После тысячелетия Сатана снова будет “освобождён из темницы” и снова разрушит стан святых и возлюбленный город, что есть Церковь.

В конце Сатана вновь обманет все народы, называющиеся Гога и Магога, и выйдут они для последнего удара. Народы, подчинённые сатаной, изображёны выходящими из горнила ада за вслед драконом. Они будут поглощены огнём, нисходящим с небес.

Нижний ряд: Сатана навеки брошен в огненное озеро. Утраченный фрагмент.

Страшный суд. Утраченный фрагмент.
Новый Иерусалим. Ужасные и кровавые сцены в последней части изображены лишь в нескольких сценах. Книга Откровения намеренно останавливается на видении Нового Иерусалима. Это Церковь, которую мы видели на предыдущих сценах, показана в своём вечном, а не временном аспекте. Она становится домом избранных вместе с Богом. Это место утешения, где сам Господь утрёт слёзы горя и напитает их жажду из фонтана воды живой, которая есть Христос, Альфа и Омега, начало и конец всего. На сцене изображён прекрасный город, он парит в воздухе без всякой опоры, над землёй и над водой. Таким образом подчёркивается горняя природа Нового Иерусалима, вновь сошедшего с небес, от Бога.

В верхней части сцены мы видим Христа, он говорит со святым Иоанном, повелевает ему записать увиденное.

Измерение Нового Иерусалима. В этой сцене опять один из ангелов с семью чашами побуждает святого Иоанна созерцать другую жену, чьё аллегорическое имя Новый Иерусалим, а не Вавилон, сие город, который благословен, а не проклят.

Для Бога это невеста Агнца, для человека это Святой город. Его красота ослепляет пророка. В этой сцене мастер опускает детали и сосредотачивается не на описании, а на движении. В центре композиции виден ангел, который держит золотую трость, чтобы измерить Новый Иерусалим, символ вечной прочности.

Река исходит из Престола Божьего. Святой Иоанн видит реку жизни, исходящую от престола Божиего и от Агнца, также, как божественная жизнь исходит из Нового Иерусалима.

Рядом с рекой дерево жизни даёт плоды добродетели, также как Христос жертвует своей жизнью для человечества в земной Евхаристии и блаженстве небесного видения. Река и дерево возвращают земной рай до грехопадения Адама и Евы в знак того, что Бог вновь наведёт порядок, нарушенный Сатаной и грехом человека: избранные, обретут божественную жизнь и увидят лик Бога и с ним будут царствовать вечно.

Святой Иоанн перед ангелом. Фрагмент сильно повреждён.

Святой Иоанн перед Иисусом Христом. Фрагмент сильно повреждён. Видение сцен Апокалипсиса оканчивается созерцанием Христа и вздохом, полным благоговения и веры.