Дикие люди в искусстве Средневековья

В мире XIV-XV веков персонажи диких людей и сказочных животных были очень популярны в живописи, поэзии и театрализованных представлениях. Под дикостью подразумевались разнообразные стороны человеческой природы, противоречившие установленным правилам христианского общества. Иногда дикие люди представлялись романтизированными, иногда злыми и темными. Согласно легендам, их жизнь, с одной стороны, была полузвериной и примитивной, но с другой стороны, воспринималась как райская и близкая к природе.

Дикие мужчины, женщины, мифические чудовища олицетворяли независимость, энергию, природные инстинкты и удовольствия. Дворянам и купцам нравились такие изображения, встречающиеся в их домах и замках на плитке, гобеленах, вышивке и даже на некоторой посуде. Изображения диких людей встречаются не только в германоговорящих землях. Например, в Англии в качестве представителя диких людей можно рассматривать Зеленого человека, чье имя до сих пор используется для названия пабов.

В те времена было модно наряжаться в костюмы диких людей, чтобы участвовать в театрализованных представлениях и маскарадах. Так, 28 января 1393 года в Париже проводился Bal des Ardents, называемый также Ball of the Burning Men (Бал горящих мужчин) или Bal des Sauvages (Бал диких). Празднество устраивала жена Карла VI Изабо Баварская в честь повторного брака своей фрейлины. Для участия в танцах король и пятеро придворных нарядились в костюмы диких людей из леса, сделанные из конопли и смолы. От неосторожного факела костюмы вспыхнули, четверо танцоров погибли. Карл и один из придворных выжили. Король был спасен герцогиней Беррийской благодаря длинному шлейфу её платья. Это событие нашло отражение в хрониках современных писателей того времени, таких как преподобный Сен-Дени и Жан Фруассар, и проиллюстрирована в ряде манускриптов XV века.

Гобелен «Дикие люди» Victoria and Albert Museum был изготовлен между 1430 и 1470 годами. Соткан он из шерсти на основе из шерстяных нитей. На нем изображены дикие люди в окружении мифических зверей. В центре композиции стоит дикая лесная женщина с длинными светлыми волосами. Её тело покрыто синими волосами от самой шеи, кроме босых ног, коленей, локтей, рук и груди. Она положила левую руку на шею синего зверя с раздвоенными копытами передних ног и перепончатыми задними ногами.

Этот зверь обернулся к молодому дикому человеку, покрытому розовато-красными волосами. Слева видим третью фигуру дикого человека. Это бородатый мужчина с огромной дубиной в руках. Он держит на поводке существо с головой дракона, очень длинной шеей и всего двумя лапами. И ещё один зверь выглядывает слева, с золотистой гривой и дьявол подобной головой. Судя по тому, что на этих сказочных животных надеты ошейники, они были приручены. Все фигуры расположены на темно-синем фоне с вытканными по нему синим и желтым дельфиниумом, виноградной лозой, розовым кустом и гранатовым деревом. По земле скачут кролики.

Эротическое значение изображения диких людей, пожалуй, самое сильное. Оно противопоставляется цивилизованным идеалам хорошо воспитанного рыцаря. Дикий человек — это символ непокорности и страсти, завоевания женской добродетели мужской силой и настойчивостью.

Надпись над диким человеком на гобелене из Базеля, гласит: «Я всегда был диким, пока меня не приручила Леди». Ответ дамы таков: «Я Леди, приручу тебя, ибо должна сделать тебя ручным». Аналогичная сцена стала настолько популярной в средневековых балладах, представлениях и иллюстрациях, что стала почти клише.

На гравюре Дюрера «Герб с черепом», дикий человек выступает как искуситель, символизируя вожделение, противоположное духу рыцарской любви.

Женщина одета в дорогое нарядное платье, характерное для нюрнбергской знати, на голове у нее корона, какие носили невесты. А череп — это напоминание о смертности и краткости жизни.