Иностранная культура – гобелен в Италии, Германии и Англии

Италия

В эпоху Возрождения появляются итальянские мастера, и гобелены радикально меняются. Рафаель вносит в это искусство перспективу, композицию, порядок, декор, богатые бордюры, и т.д., характеризующие стиль ренессанса.

Во Флоренции герцог Козимо I основал в 1546 году мастерскую с фламандскими, французскими и итальянскими служащими. Флорентийская гротесковая орнаментика, которую развил директор Бернардино Потеччи, удерживалась на гобеленах до середины XVII века. Здесь был создан значительный комплекс гобеленов для Палаццо Веккьо по проектам фламандца Джованни делла Страда, именуемого Страдамус. Эти работы отличаются холодной монументальностью и пафосом, мощными перспективами, пестротой красок и жестким рисунком. С вымиранием рода Медичи в 1737 году деятельность мануфактуры прекратилась.

С середины XVII века заметно выдвигается гобеленовая ткальня в Риме, где работали французы и фламандцы. Здесь возник известный цикл «Из жизни папы Урбана VIII»,- ряд гобеленов религиозного содержания, изготовленных для Ватикана и римских дворцов.

В 1738 году мастерская закрылась с частичным переводом ее в Турин и Неаполь, где в новооткрытых мануфактурах вели работу для королевского дворца в Турине и неаполитанского дворца.

Преемственного творчества в области гобеленов со своим особенным стилем в Италии тоже так и не создалось. Поражали картинами на стенах и деревянных досках. В этой стране теплого климата гобелен даже не исполнял функции утепляющей стенной шпалеры, как в Германии, Бельгии или Франции, а служил здесь почти исключительно в качестве декорации при каких-либо событиях светского или церковного характера; свешиваясь с балконов в одном ряду с другими, он преображал фасады домов по каким-нибудь праздничным поводам, чем, наверное, объясняется чересчур уж яркая красочность и буйный пафос итальянских гобеленов.

Германия

Интерес к гобеленам проснулся здесь к концу XVII века -высшее дворянство, по примеру французского и итальянского, убирало ими свои дворы. Однако удовлетворялся этот повышенный спрос преимущественно французскими и бельгийскими изделиями – через посредство агентов и крупных торговых домов. Хлопоты же об учреждении собственных мастерских и тут были поддержаны новой волной нидерландских и французских переселенцев, которые именно после упразднения Нантского эдикта в 1689 году вынуждены, были покидать родину.

В Берлине первой возникла мастерская, основатель которой Пьер Мерсье прибыл из Обюссона. Отсюда происходят «Подвиги Великого Курфюрста» по проекту нидерландца Лангефелда. В 1714 году Мерсье переселяется в Дрезден. В 1699 году при прусском дворе действовал другой француз из Обюссона, Жан Баррабанд, который руководил мануфактурой до своей смерти в 1725 году. Им создавались повторения образцов Берена, включая ковры «Гротески» и целые серии, предназначенные для обивки помещений. Под заведованием Шарля де Виня и его преемников также преобладали копии, на сей раз гобеленов из Бове.

В Дрезден, на основанную в 1714 году Августом Сильным мануфактуру поступил Мерсье, а после его смерти снова француз, Жак Нермо.

В Вюрцбурге во время строительства дворца функционировала мастерская с французскими служащими – Андре Пиро и Андре Тома.

В Мюнхене мастерская возникла в 1718году; она была основана Максимилианом-Эммануилом, а руководили ею французские гобеленщики, работавшие по картонам придворного живописца Кристиана Винка и Иоганна Георга Винтера.

В эпоху барокко немецкие гобелены всецело оставалось под французским влиянием, и работали здесь преимущественно французские ткачи. В Германии не нашлось нужного числа собственных мастеров и художников, которые могли бы способствовать преемственному развитию.

Англия

Первую значительную английскую мастерскую основал в 1619 году в Мортлейке близ Лондона король Иаков I. Здесь, полностью под влиянием итальянского ренессанса, работали по собственным картонам над повторением «Деянием апостолов» Рафаэля. Несколько исторических сюжетов было выткано по образцам Ван Дейка. При Иакове II здесь исполняется ряд королевских портретов, между тем как в эпоху Вильгельма III Оранского и Марии гобелены снова заказывались в Нидерландах.

Уильяма Шелдон открыл ткацкую фабрику в Англии, в Уорике, в середине 16-го века, примерно лет за пятьдесят до того, как Елизавета взошла на трон. На этой фабрике производили гобелены и ковры, как правило, с восточными узорами в сочетании с геральдическими эмблемами.

Одним из самых известных гобеленов Англии является гобелен Крокеров-Шелдона (по именам владельцев и изготовителя) изображает идиллические сцены из сельской жизни. Он был выткан между 1580 и 1590 годами на мануфактуре Уильяма Шелдона, по-видимому, по заказу какой-то состоятельной дворянской семьи. Известно, что в мастерской Шелдона было сделано всего около двадцати гобеленов (мануфактура специализировалась на вышитых чехлах для подушек), из них до XXI века дошло всего несколько штук. Гобелена Крокеров-Шелдона в каталоге мастерской не было.

Это редкое произведение декоративно-прикладного искусства единственный раз появилось в поле зрения антикваров в 1909 году, когда лорд Дювин, знаменитый антиквар, сделавший состояние на вывозе британского искусства в Америку, продал гобелен американскому декоратору Элизе де Вулф (Дювин, однако, не знал, что осуществил сделку с редким экземпляром из мастерской Шелдона). Элиза де Вулф, в свою очередь, продала гобелен одной из богатейших семей запада США — Крокерам. В их собрании работа и оставалась на протяжении десятилетий, пока ее не идентифицировал один из лондонских арт-дилеров.