История французских королей привлекала к себе внимание не только историков. Она вдохновляла писателей и поэтов, приковывала к себе внимание сотен тысяч людей, которые начали познавать ее еще в детстве, с Дюма и Дрюона и навсегда остались очарованными этой цепью необыкновенных историй, кажущихся легендами.

Вдоль Луары, одной из самых красивых французских рек, выстроились как в почетном карауле необыкновенной красоты каменные замки, и каждый — сама история. Одни названия их могут поразить всякого, кто понимает толк в красоте речи, — замок Шенонсо, замок Амбуаз, замок Фужер-сюр-Бьевр…

О каждом замке можно было бы написать отдельное исследование, причем пришлось бы привлекать историков, литераторов, архитекторов, археологов, искусствоведов… Но для начала мы предлагаем вам лишь краткий обзорный рассказ о прекрасных замках Луары.

Азей-ле-Ридо

Замок Азей-ле-Ридо возвышается над живописной излучиной реки Эндр. Название «Азей» происходит, возможно, от Asiacus, имени владельца этих земель. Город Азей, основанный еще в эпоху Древнего Рима, превратился со временем в мощную каменную фортификацию, с которой дозорные могли наблюдать за бродом через Эндр.

Замок с его необычной Г-образной формой знаменует собой переход от готики к Ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как например островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения.

Снаружи замок окружен угловыми выступающими башнями, связанными между собой в верхней части ложным дозорным поясом, выполняющим роль декоративного орнамента. Конструктивные особенности, традиционные для старинных родовых замков, гармонично сочетаются с декоративными элементами фасадов, явно тяготеющих к стилю итальянского Возрождения.

История владельцев замка Азе-ле-Ридо закончилась в 1904 году, когда последний хозяин, будучи не в состоянии содержать такую недвижимость, продал его государству за 200 тысяч франков. Сейчас замок принадлежит государству, и, в отличие от частных замков, открыт для посещений каждый день и даже без перерыва на обед!

Внутри замка был оборудован Музей Ренессанса, в котором хранятся мебель, гобелены, предметы быта и картины. Среди ренессансной мебели, украшавшей залы замка, следует упомянуть ларь из Покоев Франциска I, декорированный колонками, медальонами, фантастическими животными.

Коллекция гобеленов, хранящихся в замке, включает панно XVI века под названием «Три Парки», выполненное в Брюсселе и выставленное в Бальном зале вместе с другим гобеленом того же периода с растительным орнаментом.

Другие стены этого зала украшены четырьмя большими фламандскими гобеленами XVII века на библейские сюжеты: Примирение Исава и Иакова, Суд Соломона, Ноев ковчег и Визит царицы Савской к Соломону. Столовая первого этажа украшена фламандскими гобеленами XVI века на сюжеты: Царица Семирамида, Королевский посол и Бальтассаров пир.

Гобелены Королевских покоев выполнены по эскизам Симона Вуэ на сюжет «Любовь Ринальдо и Армиды». В Голубой спальне мы можем видеть Винсенский и Версальский замки на двух гобеленах Мануфактуры Лилля и сцены охоты на других гобеленах Мануфактуры Бове.

Анжер

Анжер, лежащий на берегах реки Майен, с древнейших времен был занят племенами гордых кельтов, упорно сопротивлявшихся вторжению римлян. В IX веке, по прошествии долгих лет набегов норманнов, Фульк Нерра, граф Анжуйский, воздвиг здесь укрепленный замок. В 1228-1238 гг. Святой Людовик добавил к замку целый комплекс фортификаций. Впоследствии этот ансамбль был еще более расширен при Людовике I, герцоге Анжуйском, и при Людовике II, который приказал здесь построить готическую капеллу.

Внутри замка можно увидеть знаменитую шпалеру на сюжет Апокалипсиса, заказанную Людовиком I Анжуйским в 1373 году. Эта несравненная серия тканых картин, первоначально составлявшая в длину 140 метров, была выполнена Никола Батайем по эскизам Эннекена де Брюжа.

Шпалеры иллюстрируют последнюю книгу Библии — «Откровение Св. Иоанна Богослова». На каждой картине присутствует образ Св. Иоанна, принимающего участие в происходящих событиях и поясняющего их. Оригинальные подписи пришлось удалить вследствие их плохой сохранности. Сюжеты, выполненные на гобеленах, сохраняют загадочный и аллегорический, подчас трудно толкуемый смысл текстов «Откровения Св. Иоанна Богослова».

На первой картине представлен сюжет со Св. Иоанном, который по велению Господа, начинает описывать «виденные им во благо Семь церквей», изображенных в виде капелл. Символика, присутствующая в этой сцене, повторяется на всех гобеленах, особенно на следующих: на гобелене, где Св. Иоанн видит Мессию в окружении символических атрибутов и персонажей, изображающих суть Мироздания.

На следующих панно Св. Иоанн дает толкование пророческим знамениям семи громовых ударов труб и символически поедает Книгу, взятую из рук ангела. После того как Иоанн насладился небесной гармонией, идет повествование о приключениях с двумя свидетелями, спасенными Богом, о неминуемом пришествии Мессии и о Страшном суде.

Далее иллюстрируется глава о Сатане, представленном в разных обличьях: в виде дракона, угрожающего миру; нападающего на роженицу, которую защищает Св. Михаил, и сражающегося против верующих; в виде морского чудовища и, наконец, в виде земного чудовища.

После этих тревожных сцен космической катастрофы ангелы из Нового Завета возвещают о разрушении Вавилона и о наказании безбожников. Спасенные праведники приняты Богом, тогда как на нечестивых обрушивается гнев Господний и «ангелы срезают их, как гроздья винограда». За изображением небесных кар, сопровождаемых гневом Господним, следует появление трех чудовищ и Вавилона — «матери мерзости земной», который проваливается в бездну вместе с тремя чудовищами и Сатаной.

Заканчивается шпалера образом светлого Иерусалима, совершенство которого познает Св. Иоанн, перед тем как пасть ниц перед Троицей.

Амбуаз

Амбуаз вошел в историю приблизительно около 503 года, когда у Кловиса, короля франков, произошла встреча с королем вестготов Аларихом на острове Св. Иоанна, расположенном посреди Луары, несколько ниже современного замка.

Белокаменный величественный замок был возведен в XVI веке. Он играл роль оборонной крепости. Его владельцы (семейство Амбуаз) лишились замка после предъявленных обвинений в предательстве короля. Замок Амбуаз перешел вначале в государственную казну, а позднее Карл VIII сделал его королевской резиденцией. В это же время началась его перестройка. Была построена капелла, украшенная узорами, напоминающими каменные кружева, появилось крыло Карла VIII, построены две башни – Францисканцев и Гюрто. Возле замка был разбит роскошный парк. Сад с фонтанами и роскошными цветочными партерами создал талантливый садовник Меркольяно.

В убранстве интерьеров вначале преобладало французское направление, затем в него внесли свою лепту фламандские художники и, безусловно, после возвращения короля из походов 1495 года появились декоративные элементы итальянского происхождения. Мебелировка была роскошной: гобелены – из Фландрии и Франции, драпировки – из Дамаска, ковры – из Турции.

Шамбор

На берегах Луары — одной из самых красивых французских рек — раскинулись старинные замки и дворянские усадьбы. Самый величественный из них — замок Шамбор — возвышается посреди густого леса, богатого дичью. Изначально Шамбор строился королём Франциском I в качестве охотничьей резиденции. Находившаяся на месте Шамбора небольшая укреплённая крепость была снесена, а на освободившемся участке начали возводить сооружение, которое воплотило бы в себе черты ренессанса и традиционной французской архитектуры.

18 тысяч рабочих трудились над возведением охотничьей резиденции — осушали болота, на глубину 12 метров забивали дубовые сваи фундамента, доставляли каменные блоки. Король не дожил до финала, и к 1547 году Шамбор достроили его наследники. На протяжении столетий Шамбор переходил из рук в руки.
По приглашению короля здесь ставились известные пьесы Мольера. В первой половине XVIII века в замке Шамбор находилась химическая лаборатория Сен-Жермена, а в 1745 году замок стал казармой для полков вельможи Морицы де Сакса. В 1792 году Шамбор утратил значительную часть своей внутренней роскоши вследствие продаж революционным правительством картин и мебели. Наконец, в 1930 году Шамбор выкупило правительство Франции за одиннадцать миллионов золотых, после чего сразу же взялось за реставрацию.

Замок Шамбор достоин звания ярчайшего представителя архитектурного наследия Ренессанса, заслужив его своим архитектурным величием и изысканной красотой. Его стены впитали в себя гений Леонардо да Винчи. Даже самые красивые фото замка Шамбор не передадут ту атмосферу, которую чувствуют посетители этой достопримечательности.

Парадные апартаменты расположены на втором этаже замка. В 1680 году две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие с правилами этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV, поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая переходят одна в другую как в Версале. Оформление парадных апартаментов было выпонено по заказу маршала де Сакс в XVIII веке.

Шеверни

Белоснежный замок Шеверни (Château de Cheverny) не выглядит напыщенным и помпезным, но у всех, кто видит его, он вызывает восхищение. Это один из известнейших замков Луары.
Шеверни находится в регионе Солонь, в двадцати километрах от Блуа. Здание это – узкое и высокое – совершенно симметрично. Оба его крыла покрыты округлыми крышами, над окнами расположены фронтоны. Ниши на фасаде, украшенные бюстами римских императоров, можно отнести к античному классическому стилю – тогда как общая планировка является образцом Ренессансного стиля времён Людовика XII.

Землями Сен-Дени на Луаре в течение почти восьми веков владела аристократическая семья Юро – целые поколения финансистов и офицеров, верно служивших Франции и её королям. В начале XIV века здесь стояла большая мельница. В 1490 году её владелец Жан Юро – интендант Людовика XII – решил перестроить мельницу в замок со всеми атрибутами оборонительных сооружений: рвом, подъёмным мостом, бойницами и башнями.

На отделку интерьеров Шеверни у Жана Монье ушло десять лет. Залы дворца были украшены позолоченными панелями и балками, на потолках была выполнена искусная роспись. Одна из лучших работ художника украсила стену в столовой. Это 34 панно из дерева, изображающие странствия Дон Кихота. Великолепной росписью потолка была украшена и королевская спальня – комната, предназначенная для ночлега королевских особ. Драпировки на стенах и балдахин на кровати в этой комнате изготовлены из китайского шёлка. (Впрочем, в Шеверни короли никогда не останавливались). Отделку интерьеров дворца завершила в 1950 г. дочь супругов Юро – маркиза Мориньер.

Гобеленами XVII века оформлен вестибюль дворца. Дальше расположен роскошный Большой салон, с портретами представителей рода Юро и многих известных людей. Здесь есть портреты кисти Жанны д’Арагон и Тициана. Комната обставлена прекрасной мебелью, китайскими вазами XVII столетия. В библиотеке замка собрано более 2 тысяч томов.

В салоне гобеленов на втором этаже хранятся тканые полотна работы фламандских мастеров с копиями картин Тенирса. Здесь установлен раритетный старинный маятниковый хронометр. Он долго использовался, как эталон времени.

Блуа

В 180 км от Парижа в центральной части городка Блуа расположился замок Блуа (Château Royal de Blois), который считается самым крупным среди Луарских замков. Еще в древние времена в долине реки Луары на высоком холме строились всевозможные укрепления и сооружения, а первые упоминания о Блуа можно встретить в преданиях IX века.

Известны данные, что в X веке замок и окрестности стали принадлежать графам де Блуа. Они бесконечно всячески укрепляли замок, и до нашей эпохи немало сохранилось тех строений. Но многие постройки реконструировали другие владельцы замка, в том числе и великие короли.

В замке Блуа в 1429 году архиепископ Реймс благословил Жанну д`Арк на штурм города Орлеана.
Замок Блуа имеет три крыла. Крыло Людовика — это вход в замок, его фасад с характерной кладкой красного кирпича и белого камня, и величественной каменной статуей Людовика XII на коне. Это здесь расположился музей живописи.

Крыло Франциска I — это архитектура итальянского Возрождения, фасад здания называют фасадом лож, где расположены ряды окон в глубоких альковах. Как упоминалось выше это крыло славится своей винтовой лестницей. В этом крыле находится светский зал Генеральных штатов, а также музей каменных скульптур. В течение пятнадцати лет крыло Франциска I постоянно переделывалось и заново обставлялось мебелью: столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.

Крыло Гастона Орлеанского — это стиль классицизма. На фасаде центрального корпуса находятся статуи Минервы и Марса. В этом крыле находится музей истории, иногда проводятся небольшие выставки.
По большому величавому замку, украшением которого выступает тонкая каменная резьба, барельефы и многочисленные скульптуры, хочется бродить часами. Дополнением к этой красоте служит великолепнейший сад с клумбами цветов и прудом.

Также в замке расположены всевозможные залы, галереи, кабинеты, покои и молельни королев, королей и гвардейцев.

Шенонсо

Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница.

История поместья на реке Шер насчитывает более семи столетий. Хотя красивый замок и украшен массивной башней-донжоном, он никогда не предназначался для военных действий. Прежние владельцы использовали его для проведения праздников, охоты и других увеселений.

Поместье Шенонсо часто называют «Дамским замком» за то, что основными преобразованиями здесь руководили женщины. Возведение первых построек прошло под руководством жены владельца Екатерины Боне. Фруктовым садом занималась фаворитка короля Диана де Пуэтье. Когда у власти оказалась Екатерина Медичи, был полностью реконструирован парк, и возле замка появились новые здания. Вдова Генриха III Луиза де Водемон прожила в поместье Шенонсо много лет и носила до самой смерти белые одежды в честь траура по своему мужу.

Территория Шенонсо находится в частной собственности, и замок не принадлежит государству: он и по наши дни находится в частной собственности, но его владельцы совершенно не против того, чтобы гости могли насладиться не только роскошью внутреннего убранства замка Шенонсо, но и увидеть прекрасный сад и его живописные окрестности.
Изюминкой замка Шенонсо является часть зданий над рекой Шер, возведенных в 1580 году под руководством талантливого французского зодчего Андруэ Дюсерсо. Отражения череды арок в водах реки делает и без того красивый замок еще более воздушным и изящным.

Через подъемный мост туристы попадают на первый этаж, внутри которого сосредоточено очень много достопримечательностей. Великолепный зал Гвардейцев хранит прекрасно сохранившиеся гобелены, изготовленные в XVI веке, и старинные сундуки. Экскурсантов обязательно проводят через Зеленый зал, комнату, принадлежавшую Диане де Пуатье, и помещение капеллы, в котором стоят изящные скульптуры, сделанные из каррарского мрамора. Кроме того, на этом этаже расположена галерея с картинами известных художников эпохи Ренессанса.

Юссе

Замок Юссе, стоящий на опушке леса Шинон, был построен на месте древнего поселения, как об этом свидетельствуют захоронения, обнаруженные в окрестностях.

Романтичный замок Юссе был построен в конце готической эпохи. Считается, что именно этот замок стал прообразом сказочного дворца Спящей красавицы Шарля Перро. Известно также, что в Юссе писал свои мемуары Франсуа-Рене Шатобриан, а Вольтер создал в этих стенах свою «Генриаду».

Замок на берегу Эндра был основан в 1004 году господином Гельдюином из рода де Сомюр. Вначале была построена деревянная крепость, однако в 1040 году Гельдюин Сомюр Второй начал строительство каменного здания. В 1099 г. крепость была продана представителю рода де Бюэй – Оливьеру д’Юссе.

С внешней стороны его высокие башни, бойницы и потемневшие стены выглядят грозными и немного мрачными. Со стороны внутреннего двора фасады Юссе отличаются «дворцовым» ренессансным изяществом.
В залах замка представлена историческая мебель; стены обиты шелками XVIII века, изготовленными в Туре. В королевской спальне можно увидеть подлинную кровать с балдахином, венецианское зеркало, портреты династии монархов. На первом этаже создана выставка старинного оружия и гобеленов. В галерее есть ещё одна часовня – маленькая капелла св. Викентия Сарагосского. В ней хранится фигура Девы Марии работы мастера-резчика Луки де ла Роббиа.

Винные погреба замка Юссе в XV веке были обустроены на тыльной стороне замка. Хранилище выдолбили в цельном пласте известняка. Вина там хранятся до сих пор, производятся они из винограда Шенин Блан, который выращивают на холмах долины Луары.

Сомюр

Говоря о прекрасных и необычных архитектурных шедеврах, расположенных в живописной долине Луары, нельзя не выделить замок Сомюр.

Замок, который внешне напоминает собой жилище колдуна или дом с множеством привидений. Замок Сомюр имеет вид неправильного четырехугольника, по углам которого стоят круглые башни. Западная и южная башни до сих пор сохранили кладку XIII века. Восточная башня отреставрирована, свод ее украшен гербами рода Анжуйских. Древний и великолепный Сомюр своими белыми башнями, стенами задает тон архитектуре всего города, возвышаясь над ним.

Этот замок так прекрасен, что король-поэт Рене Добрый (Анжуйский) выбрал его для того, чтобы в своем романе «Сердце, плененное Любовью» описать замок Любви. Этот замок был возведен на изумрудной скале. Стены замка были из чистого хрусталя, а в конце каждой стены стояла башня, сделанная из рубиновых камней, горящих ярким светом. Покрыты башни были платиной, а сам дом был покрыт черепицами из чистого золота, на которых эмалью был выведен девиз Бога любви: «Трепетному сердцу». Вот так король Рене описал Сомюр – один из легендарных замков Франции.

Замок возвышается над всем городом. В замке выставлена коллекция, посвященная декоративно-прикладному искусству, живописи, археологии и естественных наук. В музее — Musée des Arts Décoratifs — представлена одна из лучших коллекций фарфора во Франции, гобелены 15 — 18 вв, предметы, связанные с верховой ездой.

Валансэ

Первый камень в основание будущего фортификационного сооружения Валансе был заложен еще задолго до того как Шарль Талейран появился на свет. Произошло это в конце X-го начале XI-го столетия.

Возведенное здание первоначально не было похоже на замок, это была всего лишь небольшая башня, возведенная на месте галло-романского поселения. Позже, в XIII столетии, когда данная территория принадлежала феодалу Готье де Валансе, появился настоящий замок. До наших дней с тех пор сохранился зал Гвардейцев, попасть в который можно лишь преодолев длинный подземный коридор.

Над аркой у входа в замок Валансе красуется герб семейства Талейран-Перигор. Наружная галерея, которая примыкает к сторожевой башне, напоминает о XVI столетии, когда были возведены квадратные колонны, арки, интересные статуи и скамейки. Внутри сторожевой башни, в ее центральной комнате, из далекого XVII столетия дошли до наших дней две фрески и потолок в оригинальном французском стиле. На фресках изображена корзина с цветами и удивительный пейзаж на переднем плане с рыбаком.

На первом этаже замка разместилась спальня, большой вестибюль и ценная галерея, посвященная клану Талейрана. На втором – расположилась Музыкальная комната со старинными музыкальными инструментами. Спальню украшают обои 1816-го года, изготовленные на известнейшей фабрике Дюфо.

Лош

Невозможно однозначно сказать, какой из многочисленных замков на территории Франции лучше, красивее и величественнее. Каждый из них таит в себе нечто особенное, что выделяет его среди древних архитектурных сооружений этой страны: в залах одного замка высокопоставленные гости подписывали важнейшие документы, стены другого не один раз выдерживали на себе взрывы ядер противника, за стенами третьего замка, в его подземельях не один год томились узники.

Замок стоит над рекой Эндр. Его строительство началось еще в девятом веке. Это самый старый, сохранившийся до наших дней донжон в долине Луары и во Франции. Донжон построен Фульком Нерро в 11 веке, он массивен и возведен в виде четырехугольника. В Лоше Жанна дАрк уговорила дофина Карла короноваться на престол. А в подземельях замка были тюрьмы, где сидели многие коронованные пленники.

Подземелье замка Лош служило надёжной тюрьмой. В его подвалах в разные годы находились пленённый в битве при Новаре герцог Милана Лодовико Сфорца, участники заговора против Франциска I епископы Жак Гюро и Антуан де Шабани.

В юго-восточной части замка находится королевская резиденция, строительство которой закончилось в XVI в. Она состоит из двух зданий со строгим оформлением фасадов и примыкающей к ним башни А. Сорель. Её часто посещал король Карл VI и особенно много проводил времени Карл VII.
Около парадной лестницы особняка владельца замка сохранились статуи собак, с которыми короли выезжали на охоту. Некоторые его окна украшают витражи с портретами Агнессы Сорель и Карла VII. В его покоях и залах собраны великолепные коллекции гобеленов, картин, мебели и оружия.